Содержание
|
I.Целевой раздел
|
|
1.1. |
Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ ( тяжёлое нарушение речи)
|
3 |
1.2. |
Цели и задачи реализации Программы
|
4 |
1.3. |
Принципы и подходы к реализации Программы
|
5 |
1.4. |
Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
|
6 |
1.5. |
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником Программы
|
8 |
|
II. Содержательный раздел
|
|
2.1. |
Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях |
10 |
2.2. |
Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы
|
22 |
2.3. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
|
23 |
2.4. |
Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с ТНР |
24 |
|
III. Организационный раздел
|
|
3.1. |
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
29 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка- инвалида с ТНР МАДОУ детского сада № 10 села Успенского (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
- Основная образовательной программа дошкольного образования МАДОУ детского сада № 10 села Успенского.
Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и социальной помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).
Программа предусмотрена для освоения ребенком с ТНР в возрасте 4-7 лет образовательных отношений в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Программа разработана в соответствии рекомендациям «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкиной, Г. Г. Голубевой и др., под редакцией профессора Л.В. Лопатиной, а также на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ТНР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Цель реализации Программы: психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития познавательных процессов личности ребенка с ТНР.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога – психолога и учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Обеспечение условия для социализации детей.
-Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ТНР у детей.
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
- коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;
- учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
- - психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.
Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Учреждение образовательную деятельность осуществляет по адресу: Краснодарский край, Успенский район, село Успенское ул. Крупской,41.
Режим работы дошкольного учреждения – 10,5 часов, рабочая неделя – 5 дней. В реализации программы задействованы 6 педагогов, из них: 2 воспитателя, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Учреждение располагает достаточно хорошей материально-технической базой: предметная среда в группе и кабинетов специалистов (логопедический, кабинет педагога-психолога, музыкальный и спортивные залы, творческая студия, сенсорная комната) оптимально насыщены, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.
Особенности контингента детей с ТНР
Дети с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16)
Понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Группу дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составляют, прежде всего, дети с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями психической деятельности. Развитие психики ребёнка с нарушениями речи подчиняется в основном тем же закономерностям, что и развитие психики ребёнка в норме. Однако системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психических функций (память, внимание, восприятие, мышление).
Общая характеристика речевого развития детей с ТНР.
В классической литературе выделено 4 уровня, характеризующих речевой статус детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
- Первый уровень развития речи характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована;
- На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают. Дети начинают общаться не только с помощью жестов, лепетных слов, как на первом уровне, но и с 7 помощью достаточно постоянных, хотя и искажённых в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. - Третий уровень речевого развития характеризуется более или менее развёрнутой обиходной речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. У детей отмечаются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
- Для детей четвёртого уровня речевого развития характерны нередко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий.
Характеристика воспитанника
Воспитанник – 4,5г, выраженное расстройство экспрессивной речи, сложного генеза с когнитивными нарушениями.
Ребёнок доброжелателен, настроение в целом позитивное.
Общение с новыми взрослыми не затруднено, легко устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Понимает простейшие инструкции, помощь взрослого принимает, сложные инструкции требуют повторения и разъяснения, к результату не критичен. Интерес к взаимодействию со сверстниками слабый, предпочитает позицию наблюдателя.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности достаточен, до 15 мин, утомляем.
Навыки самообслуживания сформированы: пользуется туалетом, раздевается и одевается самостоятельно.
Все виды памяти имеют значительное сужение, в целом преобладает зрительное запоминание.
Восприятие развито не достаточно, (зрительное восприятие преобладает над слуховым).
Активное внимание нарушено, быстро истощается. Переключаемость и распределение внимания характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью, значительно снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком значительно лучше, чем вербализированные задания, это связано с недостаточной сформированностью речевой деятельности. Преобладает предметно-манипулятивная деятельность.
Работа с простыми контурами не затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы, цвета. Цвета соотносит. Запас представлений об окружающем ограничен обиходно-бытовой тематикой.
Познавательная активность снижена, истощаема. Преобладает игровой интерес.
Общая координация движений нарушена негрубо, неуклюж. Слабо развита мелкая моторика, неправильно держит карандаш, слабый нажим, неразвита координация кисти, слабый тонус мышц пальцев.
Волевые установки развиты недостаточно, зависим от мнения окружающих.
Системное недоразвитие речи.
Уровень актуального развития 3 г.
1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной индивидуальной образовательной программы
Целевые ориентиры для воспитанника с ТНР:
· обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
· употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
· умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
· правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели
· умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
· составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
умеет составлять творческие рассказы;
· осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
· владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
· владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
· осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
· умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
· правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы
Программа помогает старшему дошкольнику развить социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить учебную мотивацию.
2. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях
Содержание программы ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей, поэтому должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Содержание образовательной работы с воспитанником по образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие» соответствует Основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ детского сада № 10 села Успенского и адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ детского сада № 10 села Успенского, которые разработаны в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебного- методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015. № 2/15), примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
«Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкиной, Г. Г. Голубевой и др., под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
Содержание образовательных областей
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Конструктивные игры и конструирование - развивать интерес к конструктивной деятельности и потребность участвовать в ней; - учить узнавать предмет в конструкциях, созданных из различных строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики; - учить обыгрывать выполненные постройки и использовать их в строительных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх; - развивать способность к восприятию пространственных свойств объектов, умение сравнивать элементы строительных наборов, созданные из них объекты и их части по величине (употребляя при этом слова: большой – маленький; больше – меньше, одинаковый; длинный – короткий; высокий – низкий; выше – ниже; длиннее – короче), по расположению (употребляя при этом слова: внизу – наверху; рядом, около; близко – далеко; дальше – ближе); - формировать умение анализировать объемные и графические образцы простых построек и выполненные постройки (дом, гараж, разные ворота, кукольная мебель, мосты, горка, дом животного); - формировать умение использовать новые конструктивные материалы для создания знакомых объектов; - - формировать умение выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого планировать последовательность выполнения; - формировать умение сюжетного конструирования по образцу; - поощрять самостоятельную конструктивную деятельность; - учить конструировать сборно-разборные игрушки; - развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внимание на формирование элементарных навыков планирования предстоящей деятельности (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке); - формировать умение конструировать по простейшей схеме-плану; - формировать умение конструировать из палочек по образцу (дома, заборчик, ворота, и др.); - формировать умение конструировать из объемных (кубики, бруски, треугольные призмы) и плоскостных материалов (квадраты, прямоугольники, треугольники); - учить воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (от трех до пяти частей), кубиков (из четырех, шести частей); - формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle; - развивать мелкую моторику, развивать координацию движений обеих рук, а также зрительно-двигательную координацию; - стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы (радоваться своему успеху и успеху сверстников, огорчаться из-за неудач, адекватно реагировать на помощь, удивляться новому, неожиданному и т.п., прилагать усилия для преодоления трудностей, доведения работы до конца); - развивать коммуникативные умения (действовать вместе, создавать коллективные работы, вести диалог, договариваться); - стимулировать развитие нравственных качеств и привычек поведения. |
Представления о себе и об окружающем мире - развивать познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру и познавательную активность: продолжать формировать познавательную установку «Почему это происходит? Почему он такой (по цвету, форме, размеру и т.д.?»); - развивать элементарную наблюдательность, желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем; - формировать представления о занятиях и труде взрослых; - укреплять «Образ Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других детей; - формировать представления о разнообразии социальных отношений, создавая возможность моделировать их в ролевых и театрализованных играх; - формировать представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания разных видов животных и растений; - формировать и закреплять представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.); - формировать и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.); - расширять и углублять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), их сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывать их с изменениями в жизни людей, животных; растений; - формировать экологические представления, знакомить с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной); - развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности); - обогащать представления о праздниках (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, проводы осени, спортивный праздник); развивать познавательные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, элементарной классификации и обобщения). - формировать умение моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические движениям, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей); - обогащать опыт выполнения ориентировочных действий, формируя умения предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: с |
- устойчивостью порядка числительных при счете; с принципом «один к одному» (к каждому объекту может быть присоединен только один объект); с принципом обозначения итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); с возможностью пересчета любой совокупности объектов; с возможностью считать объекты в любом порядке; - формировать в процессе игр и игровых упражнений представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов его составляющих; - формировать элементарные счетные действия с множествами предметов на основе зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия; - формировать сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество звуков на слух; - формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.); - развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением и перемещением картинок и т. п.; - знакомить с цифрами в пределах пяти соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать цифры (рисовать, конструировать, лепить и т. п.); - формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной); вперед и назад по горизонтальной плоскости (столу, полу) по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; - формировать умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах трех); - формировать умение ориентироваться на листе бумаги; формировать представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить узнавать и называть реальные явления и их изображения: весна, лето, осень и зима) и части суток (утро, день, вечер и ночь), знакомить с последовательностью. |
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
Игра - обогащать и совершенствовать опыт игр детей с куклой и другими образными игрушками; - стимулировать интерес к ролевым играм, вызывать реакцию радости от возможности поиграть в новую игру и желание играть в нее; - формировать адекватное отношение к ролевым действиям, учить понимать смысл действий того или иного персонажа в соответствии с игровой ситуацией; - закреплять умение выполнять освоенные ролевые действия в соответствии с содержанием игры и развивать способность переносить эти игровые действия в различные ситуации, тематически близкие игре; - формировать умение располагать игровые атрибуты в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола и т. п.; - развивать умение выполнять цепочку последовательных игровых действий (например, умывание кукол, их раздевание и одевание, сервировка стола кукольной посудой, уборка постели и застилка коляски и т. п.); - формировать умение адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий; - стимулировать развитие интереса и потребности в эмоциональном общении с педагогом, со сверстниками в процессе игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения; - развивать умение находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать их в игре; - формировать умение использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители; - развивать умение выполнять простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого, создавать простейшие воображаемые игровые ситуации, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею (с помощью взрослого), эмоционально реагировать на нее; - развивать способность брать на себя роль и действовать в соответствии с нею (при помощи взрослого); - формировать умение выполнять простейшие трудовые действия, в опоре на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений и образец их выполнения предложенный взрослым; - развивать у детей умение создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала (совместно со взрослым или по подражанию) и использовать их в строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых играх; - формировать умение играть вместе со взрослыми и сверстниками в строительно-конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр простые игрушки (с помощью взрослого); - закреплять умение действовать в процессе игры рядом, совместно, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; - развивать готовность отражать в играх приобретенный жизненный опыт, включаться в игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, сверстников или самостоятельно; - развивать умение общаться в процессе игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается на использование различных речевых конструкций в процессе игры); - приобщать к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр (вместе с взрослым, по подражанию действиям взрослого); - формировать умение сопровождать игровые действия речью (использовать наиболее часто употребляемые глаголы, отражающие действия с предметами и игрушками в соответствии с сюжетном игры). - развивать способность выражать разные эмоциональные состояния адекватно сюжету и ролевому поведению с помощью различных пантомимических, мимических и вербальных средств. - развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений с помощью разных невербальных и вербальных средств; - совершенствовать умение имитировать движения, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр; - развивать представления о специфике определенных ролей (кошка, собака, курочка, медведь, лиса, заяц, еж и т. п.) и об условности их исполнения; - развивать умение выбирать игрушки для режиссерской игры, ориентируясь на их размер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий) и цвет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); - развивать пантомимические навыки (удерживать позу, выполнять движения, характерные для персонажа, по образцу, предлагаемому взрослым или сверстниками); - совершенствовать движения рук (в играх с куклами-бибабо) и пальцев (в играх с персонажами пальчикового театра); - развивать умение распознавать эмоциональные состояния, изображенные на пиктограммах (радость, гнев, испуг, огорчение), передавать их; - развивать общую моторику в процессе выполнения имитационных движений, совершенствовать движения рук в играх с куклами-бибабо и с персонажами пальчикового театра. |
Безопасное поведение в быту и в социуме - формирование ориентировки в пространстве и действий с материалами, необходимыми для организации игр на темы безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях: реальными (на основе предметной и предметно-игровой деятельности); отраженными в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки пожарной безопасности), в образных игрушках; условными, символическими (в воображаемой игровой ситуации); - формирование умения принимать игровой образ (роль): восприятия пространственного расположения собственного тела и ориентировки от себя в окружающем пространстве помещения (групповой комнаты, физкультурного и музыкального зала и т. п.), на игровой уличной площадке; наблюдение за тем, как педагог заменяет действия с натуральными предметами игровыми; - формирование игровых и речевых образных действий, которые помогают понять элементарные правила поведения (на улице, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных подвижных игр с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и др.; - обучение элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровне: показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, сюжетных картинок, отражающих поведение детей и взрослых на улице (правильное и неправильное), обращение с огнеопасными предметами (правильное и неправильное) и т. д.; разыгрывание ситуаций, в которых необходимы звукоподражания (элементарное модулирование и интонирование речевых и неречевых звуков, имитирующих звук движения или сигнала автомобиля, звук, сопровождающий зеленый свет светофора, и т. п.); - развитие слухового внимания: определение местонахождения источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора), сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков, восприятие звуков различной громкости (с использованием аудиокассет с записью «Звуки улицы»); - формирование представлений о труде взрослых: шофер (водитель автомобиля) водит автомобиль (пожарный, грузовик, легковую машину, машину скорой помощи); - обогащение словаря за счет расширения понимания слов и словосочетаний (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.); - формирование умений отражать в речи содержание выполненных игровых действий: автомобили едут по дороге; автомобиль приехал или уехал; загорелся красный (желтый, зеленый) свет светофора; загорелся красный свет – надо стоять, держаться за руку взрослого; нельзя брать и пользоваться спичками, подходить к включенной плите, срывать и брать в рот ягоды без разрешения взрослых, есть немытые продукты и т. п. |
Труд - воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу, взрослым, то есть всем, кто в ней нуждается; - приучать выполнять хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбе взрослого; - совершенствовать трудовые действия в сфере самообслуживания, ручного труда, хозяйственно-бытового труда, труда в природе; - совершенствовать умение раздеваться и одеваться самостоятельно, с незначительной помощью взрослого и друг другу; - закреплять умение аккуратно складывать вещи в шкафчики, соблюдать в нем порядок, учить прибираться в шкафчике; - учить элементарным приемам содержания в порядке собственной одежды и обуви (чистить щеткой обувь, чистить щеткой одежду, стирать мелкие личные вещи, складывать одежду и т. п.); - формировать расстилать и заправлять постели (расправлять простыню, аккуратно класть подушку и т. п.) с незначительной помощью взрослого; - развивать умение применять разнообразные предметы-орудия, необходимые для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении и на прогулке; - продолжать формировать умение убирать игровые уголки, вместе со взрослым планируя свои действия (протирать пыль, пользоваться пылесосом с помощью взрослого, расставлять игрушки на полках, мыть игрушки и т. п.); - совершенствовать умение накрывать на стол по предварительному плану-инструкции (вместе со взрослым); - пробуждать желание и формировать умение оказывать помощь взрослому в приготовлении пищи (салатов, винегретов, бутербродов, печения и др.); - воспитывать желание трудиться на участке детского сада, поддерживать порядок на игровой площадке (вместе со взрослыми убирать опавшие листья, сгребать снег, посыпать дорожки песком, подметать мусор, вскапывать грядки и клумбы и т. п.); - воспитывать бережное отношение к результатам человеческого труда (предметам быта, одежде, игрушкам); - стимулировать интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природных, бросовых материалов, ткани и ниток; - совершенствовать приемы работы с бумагой, картоном, природными материалами, умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок; - формировать умение пользоваться ножницами; - совершенствовать зрительно-двигательную координацию, согласованность движений обеих рук.
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Физическая культура - формировать произвольные движения головы, туловища, рук, ног, лица; - учить воспроизводить по подражанию взрослому различные движения кистями и пальцами рук; - развивать чувство ритма: передавать в движении ритм чередования (1/2, 3/4, 4/4); - развивать координацию движений рук и ног; - учить сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов, потешек; - развивать восприятие и воспроизведение движений по рисунку (с использованием режиссерской куклы или модели человеческой фигуры); - развивать простые пантомимические движения; - совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать помощь друг другу; - учить соблюдению правил в подвижных играх и игровых упражнениях; - развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений, пространственных отношений и характеристик объектов и т.п.). |
Представления о здоровом образе жизни и гигиене - воспитывать умение соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия, знакомить их с нормами гигиены и здорового образа жизни на основе игрового сюжета; - в совместных играх с образными игрушками учить реальным бытовым действиям, используя неречевые и речевые средства общения в процессе игровых действий; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь при выполнении действий по самообслуживанию; - проводить в игровой форме закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы и дорожки, сухой бассейн и др.), упражнения, направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, тактильной чувствительности тела, повышение силы и тонуса мышц, подвижностисуставов, связок и сухожилий, расслабление-напряжение мышц и т. п.; - учить осуществлять контроль над действиями и поведением(выполнять действия с безопасными бытовыми предметами, безопасно передвигаться в пространстве вместе с другими детьми, проявлять предусмотрительность осторожность в разных бытовых ситуациях в детском саду и дома и др.); - закреплять представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища; - закреплять навыки действий с предметами домашнего обихода, личной гигиены, выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения (вместе со взрослым, по образцу и самостоятельно); - воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действий с предметами гигиены, одеждой, обувью и т. п.; - формировать положительное отношение к собственному опрятному виду, умение замечать и устранять неопрятность у себя и сверстника; - учить соблюдать в играх правила нормативного и безопасного поведения и взаимодействия, продолжать знакомить их с нормами гигиены и здорового образа жизни на основе игровых сюжетов; - формировать потребность во взаимодействии со сверстником и взрослым, закреплять умение использовать вербальные и невербальные средства в играх на темы сохранения здоровья и здорового образа жизни (плохо – хорошо, полезно – вредно для здоровья), безопасности жизнедеятельности. |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
- создавать условия для стимулирования речевой активности, развивая коммуникативную функцию речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление к общению со взрослыми и со сверстниками; - развивать коммуникативную функцию речи, формировать потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза – я умею смотреть», «Это мои руки – я умею…» и т. д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, воспитывая отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения; - формировать умение задавать простые вопросы; - расширять номинативный и глагольный словарный запас, связанный с содержанием его эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта; - формировать умение с помощью взрослого составлять простейший словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной регуляции действий); - создавать условия для использования речевого материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх и в повседневной жизни; - обращать внимание на различные эмоциональные состояния человека, учить подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет – обнимает, гладит по голове; радуется – хлопает в ладоши и т. п.); - формировать потребность и умение выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; - стимулировать речевую активность, развивать интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), стимулировать желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире; - закреплять представления о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми; - развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая в разговор; - развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств, поддерживая стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удивление в имитационных играх; - развивать выразительность имитационных движений, совершенствовать движения рук в играх с театром на рукавичках, со специально разработанными куклами бибабо (для всей ладони, без отверстия для пальцев) и персонажами пальчикового театра; - обучать элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»). |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Изобразительная деятельность - развивать интерес к рисованию, лепке, аппликации, создавать условия для изобразительного творчества; - закреплять представления об используемых в процессе изобразительной деятельности предметах и материалах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.); их свойствах; - формировать умение рисовать и лепить знакомые объекты, а также новые объекты, более сложной формы; - формировать умение передавать в изображениях основные свойства объектов (цвет, форму, соотношение частей по размеру и взаимному расположению); - формировать элементарное умение контролировать свою работу путем сравнения результата с натурой или образцом; - учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, сочетать в рисунках прямые и наклонные линии; - учить рисовать закругленные линии и изображения предметов округлой формы; - учить рисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); - знакомить с оттенками основных цветов путем разведения и смешения красок: розовый, оранжевый, голубой, коричневый, фиолетовый; - закреплять представления о пространственных свойствах объектов, учить сравнивать их по форме, размеру, расположению (ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина); - учить ориентироваться в пространстве листа бумаги: слева – справа, низ – верх, середина (центр), левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол; - знакомить с приемами декоративного рисования (создание узоров по принципу повторности, чередования и симметрии), развивать у чувство ритма; - знакомить с доступными пониманию произведениями изобразительного искусства (картинами, иллюстрациями к сказкам и рассказам, скульптурами, расписной народной игрушкой – семеновской матрешкой, дымковской и богородской игрушкой, с хохломской росписью и гжелью); обеспечивать развитие эстетического восприятия детей; - развивать умение создавать изображения по образцу (в ходе декоративного рисования), с натуры (в предметной лепке и предметном рисовании), по выбору и собственному замыслу; - совершенствовать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в ходе изобразительной деятельности; - развивать мелкую моторику в процессе рисования, лепки, аппликации; - учить доводить работу до конца; - учить радоваться своему успеху и успеху товарищей; - формировать умение эмоционально воспринимать красивое; - учить работать вместе с другими детьми и развивать партнерские отношения в процессе совместного выполнения заданий и коллективных работ, формировать игровые и деловые мотивы взаимодействия; - развивать доброжелательное отношение к изобразительным достижениям сверстников путем посещения выставок детских работ в других группах. |
Музыка - развивать интерес к занятиям, к различным видам музыкальной деятельности, стремления участвовать в коллективных песнях, плясках, упражнениях; - поощрять желание слушать любимые песни, танцевать любимые танцы; - развивать умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, сосредоточиваться во время звучания, дослушивать музыкальное произведение до конца; - развивать эмоциональный отклик на музыку; - развивать умение различать маршевую и песенную музыку, отличать пляску, чувствовать настроение, создаваемое определенным характером музыки; - развивать способность припоминать знакомые мелодии, используя вспомогательные средства (предварительный рассказ, рассматривание картинок, картин, игрушек и др.); - формировать умение играть на разных детских музыкальных инструментах; - развивать умение произносить все слова песни, соблюдая музыкальный темп; - формировать умение передвигаться под музыку по ориентирам (по указательному жесту, словесной команде, стрелке-вектору); - развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение выполнять движения в определенном, - формировать умение образовывать круг, сходиться в центре, затем возвращаться на место; - совершенствовать ходьбу по кругу (друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками) и в шеренге; - совершенствовать бег детей друг за другом: легким шагом на носках без высокого подъема ног, затем высоко поднимая ноги, выбрасывая их вперед (руки на поясе); - развивать пространственные ориентировки, общую моторику, координацию движений, сенсомоторную интеграцию. |
Содержание образовательных областей предполагает перспективное тематическое планирование образовательного процесса на 2016-2017 учебный год
2.2 Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника с ОВЗ, специфики его образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей).
Виды детской деятельности:
Образовательная область |
Формы организации детских видов деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др. Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и другие индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный труд и др. |
Познавательное развитие |
Непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты и др. |
Речевое развитие |
Непосредственно образовательная деятельность, ситуация общения, игры, учебно-игровые ситуации, экскурсии, проекты, проблемные ситуации, лего-элементы и др. (определяет учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда). |
Художественно-эстетическое развитие |
Непосредственно образовательная деятельность. Выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы, беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания и др. Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации и др. |
Физическое развитие |
Непосредственно образовательная деятельность, утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, соревнования, праздники, эстафеты, и др. |
Для решения образовательных задач Программы используются следующие методы обучения:
Методы по источнику знаний |
Методы по характеру образовательной деятельности |
Словесные Наглядные Практические |
Информационно-рецептивный Репродуктивный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский Активные методы |
Формы организации непосредственно образовательная деятельность групповая – 20- 25 минут, индивидуальная, продолжительностью 10-15 минут.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольником с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с воспитанником, используют в разных формах организации детской деятельности именно игровой метод как ведущий.
В середине каждой непосредственно образовательной деятельности статического характера педагог проводит физкультурные минутки. Обязательны десятиминутные перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
С целью обеспечения воспитаннику радостно и содержательно прожить период дошкольного детства ритм жизни ребенка в детском саду задается чередованием различных видов деятельности.
Ритмическая структура дня
День делится на три блока:
1. Утренний образовательный блок – продолжительность с 07.00 до 09.00 часов, включает в себя:
- самостоятельную деятельность;
- образовательную деятельность ребенка в ходе режимных моментов;
- взаимодействие с семьей.
Организуется в виде группового сбора «Утро радостных встреч». Его задачи:
-установить комфортный социально-психологический климат;
- пообщаться с ребенком, посмеяться и повеселиться;
- познакомить ребенка с новыми материалами;
- ввести новую тему и обсудить ее.
2. Развивающий блок – продолжительность с 09.00 до 12.30 часов, включает в себя
- организованную образовательную деятельность;
- образовательную деятельность в ходе режимных моментов.
3. Вечерний образовательный блок – продолжительность с 15.30 до 17.30 часов - включает в себя:
- организованную образовательную деятельность;
- самостоятельную деятельность;
- образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- взаимодействие с семьей.
Организуется в виде группового сбора «Вечер воспоминаний». Задачи вечернего сбора:
- пообщаться по поводу прожитого дня;
- обменяться впечатлениями;
- пообщаться с ребенком, посмеяться и повеселиться;
- подвести итоги разных видов активности в течение дня.
2.4. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с ТНР
Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка сТНР являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Цель коррекционной работы – этоосвоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально- волевой сферы ребенка с ТНР;
Для определения наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в ДОУ функционирует психолого- медико- педагогический консилиум.
В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;
- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность ребенка;
- взаимодействие с семьей воспитанника по реализации адаптированной индивидуальной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.
Структура коррекционной работы представлена блоками:
консультативная работа
|
информационно-просветительская работа |
коррекционно-развивающий |
диагностический
|
I блок. Диагностический
Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики, является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ТНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.
Обследование ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной индивидуальной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.
В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы.
Педагог-психолог осуществляет диагностику (плановая и по запросу) интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе.
Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи ребенка, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.
Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.
Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.
II блок. Коррекционно-развивающий
Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется как в групповой деятельности так и в индивидуально.
Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 10-15 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты.
Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний ребенка и его психических процессов.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.
Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.
III блок. Информационно просветительская работа
Информирование родителей (законных представителей) по социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с ТНР. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно-просветительской работы: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель.
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с ТНР. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, учителем-логопедом, семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, детской психологии.
IV блок. Консультативная работа
Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР через взаимодействие учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателями с семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.
Основные формы взаимодействия с семьей:
1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Использование современных устройств, для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи. Размещение информации на сайте учреждения.
3.Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов).
4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий:
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий всех специалистов.
Ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу с воспитанником, является учитель –логопед.
Педагоги ДОУ осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции нарушений у воспитанника и консультируют их родителей по вопросам коррекционно-образовательного процесса; проводят занятия по расписанию, утверждённому администрацией учреждения.
Учитель-логопед работает над звукопроизношением.
Развивает понимание речи и словаря.
Формирует и совершенствует грамматический строй речи.
Развивает фонетико-фонематическое восприятие.
Развивает предпосылки связной речи.
Формирует коммуникативные навыки.
Развивает неречевые психические функции.
Развивает общую и мелкую моторику.
Воспитатель проводит занятия по программе и заданию специалистов в вечернее время.
Создаёт доброжелательную обстановку в группе, способствующую активизации речи детей.
Обеспечивает индивидуальный подход к воспитаннику с учётом рекомендаций специалистов.
Развивает психические процессы и мелкую моторику.
Объясняет задания специалистов родителям для закрепления пройденного материала.
Музыкальный руководитель развивает музыкальные и творческие способности воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей.
Инструктор по физической культуре:
1) определяет наиболее адекватную деятельность, способствующую полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
2) вовлекает родителей в процесс формирования здорового образа жизни ребёнка.
Педагог-психолог:
1) оказывает помощь ребенку в адаптации (совместно с воспитателями);
2) проводит психологическую диагностику, предлагает педагогам по ее результатам необходимые рекомендации;
3) организует психолого-диагностическую и психокоррекционную работу с семьей воспитанника;
4) проводит консультативную работу с педагогическим персоналом;
5) направляет профессиональную деятельность на создание социально –психологических условий для комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Администрация учреждения осуществляют тесное взаимодействие педагогических работников;
- создают оптимальные условия для организации преемственности в работе сотрудников педагогического коллектива;
- оказывают методическую помощь педагогам;
- привлекают родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; оценивают качество и устойчивость результатов коррекционной работы и эффективности проводимых коррекционных воздействий.
Все специалисты, осуществляющие коррекционные мероприятия, сопровождение ребёнка, совместно участвуют в решении следующих задач: определение причин трудностей с помощью комплексной диагностики; разработка адаптированной индивидуальной программы ее реализация; анализ результатов реализации.
III. Организационный раздел
Организационный раздел адаптированной индивидуальной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР, предполагающий режим дня воспитанника; материально-техническое обеспечение; особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; организацию развивающей предметно-пространственной среды соответствует организационному разделу адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детского сада № 10 села Успенского и основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ детского сада № 10 села Успенского
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Диагностический инструментарий
Направления развития |
Диагностические методики |
|
Интеллектуальное развитие – ответственный педагог- психолог |
||
Изучение особенностей установления причинно- следственных связей. |
Методика «Последовательные картинки» Н.Я. Семаго, Н.М. Семагго (4-6 лет). |
|
Уровень развития мышления. |
Методика работы с разрезными картинками. С.Д. Забрамная |
|
Выявление умения анализировать и сравнивать изображения. |
Методика «Найди пару» Е.А. Стребелева |
|
Особенности развития памяти. |
Методика нахождения недостающих деталей» Д.Векслер (4-6 лет) Н.Я Семаго, М.М. Семаго (4-6 лет). |
|
Сформированность пространственных представлений. |
Методика «Простые невербальные аналогии» Н.Я Семаго, М.М. Семаго. |
|
Интеллектуальное развитие. |
Методика «Четвертый – лишний» (4-6 лет) |
|
Речевое развитие – ответственный учитель-логопед |
||
Звукопроизношение |
Методика О.Б. Иншаковой О.Е. Грибовой. |
|
Фонематическое восприятие. |
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.;
|
|
Слоговая структура слова. Грамматический строй речи. Связная речь. |
Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1 Первый год обучения ( старшая группа) З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.; Л.Н. Смирнова « Логопедия в детском саду» занятия с детьми 5-6 лет. |
|
Эмоционально-волевая сфера – ответственный педагог-психолог |
||
Адаптация детей дошкольного возраста к детскому саду. |
Методика Н.В. Роньжина «Адаптация ребенка к условиям детского сада» |
|
Наблюдение за поведением ребенка в группе. |
(карта) Е.Г. Юдина. |
|
Выявлению понимания детьми эмоциональных состояний по мимике. |
Методика С.Д.Забрамной, О.В.Боровик |
|
Исследование тревожности ребенка по отношению к жизненным ситуациям общения с другими людьми. |
«Детский тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) |
|
Методическое обеспечение программы
Перечень программ и технологий |
1. Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 2. И.В. Чумакова « Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». 3. Методическое пособие под ред. Л.В.Шапковой «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии». 4. И.А.Морозова, М.А. Пущкарева « Развитие элементарных математических представлений» для работ с детьми 5-6 лет. 5. Н.Я. Семаго «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов». 6. С.Ю. Кондратьева, О.А. Агапутова « Коррекционно- игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития». 7. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.; 8. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.; 9. Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1 Первый год обучения ( старшая группа) |
С содержанием адаптированной индивидуальной образовательной программы дошкольного образования для ребенка- инвалида с ТНР МАДОУ детского сада № 10 села Успенского ознакомлены:
«____» ______________2016г. _______________________________
(дата ознакомления) (подпись/расшифровка)