Безопасные игрушки
«Какие игрушки приобретать детям»
консультация для родителей
Чтобы детство наших детей было счастливым,
основное, главное место в их жизни должна
занимать игра. В детском возрасте у ребёнка
есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что «делу – время, потехе – час», а потому что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачивания куклы. Дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.
Играйте с ребёнком каждый день, при этом не одергивайте его, не читайте нотации. А если просит многократно повторить сюжет, не отказывайте в этом.
Уважаемые родители, что надо учитывать, покупая игрушку? Надо ли делить игрушки по принципу для мальчиков, для девочек? Какую игрушку, по – вашему, можно считать хорошей?
Игрушка должна быть безопасной, без острых углов и токсичной краски, иметь сертификат и соответствовать возрасту.
К примеру, папа дарит своему трёхлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трёхлетки она никак не подходит. Ребёнок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причем свою неудачу он запомнит, и долго не будет играть ни с чем, что хоть отдалённо напомнит ему этот конструктор.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка.
Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
Если сын приучен с ранних лет играть сюжетно – ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса, а дочери – техническую игрушку.
Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка.
Сравним сложную электрическую игрушку с набором кубиков. В первом случае все, что приходится делать ребёнку – это нажимать на кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется по полу. Первые 15 – 20 минут это радостно и интересно, потом надоест.
С набором кубиков – иначе. Здесь 90% игры приходится на самого ребёнка. Возможности игры здесь несравнимо шире.
Прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует воображение и фантазию. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или красками.
Если вы решили купить сыну игрушечный самосвал или трактор, то надо рассказать ему как можно больше об этих машинах, чтобы дать пищу для развития детской фантазии в игре.
Ребёнку надо не просто дать игрушку, а назвать её, объяснить, как с ней нужно обращаться, и показать разные варианты игры.
В раннем возрасте определяются характер и интересы ребёнка. Один любит возиться с машинами, а другой – что – то мастерить из кубиков и просить купить ему побольше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите. Третий мальчик – играет с куклами, не стыдите его за это. А четвёртому интереснее играть с домашней утварью: кастрюлей, крышкой – пусть играет, следите только, чтобы опасные предметы были ему недоступны.
Игрушек должно быть немного. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.
Большое воспитательное значение имеют игрушки – самоделки. Хорошо, когда дети любят что – то мастерить из глины, картона, дерева, бумаги. Надо с большим уважением относиться к тому, что малыш сделал своими руками, не считая это хламом, который можно выбросить или сломать.
Приучите детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное бельё, мыть посуду. Не разрешайте ребёнку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.
Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если у мишки оторвалась лапка, то взрослому нужно превратиться в доктора Айболита, а ребёнку предложить роль медсестры, если отскочило колесо, то машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.
«Имея доступ в сказочный дворец, имя которого – детство, я всегда считал необходимым стать в какой – то мере ребёнком», - писал В. А Сухомлинский.
Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
Давайте и мы, дорогие родители, войдем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками и партнерами в играх.
Подготовила
старший воспитатель ДОУ:
О.М.Брижань