Приложение к паспорту дорожной безопасности
Приложение_к_паспорту_дорожной_безопасности.PDF
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
1.Совместный план работы МАДОУ детского сада №10 с. Успенского и ОГИБДД ОМВД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнитель |
1 |
Назначение ответственного сотрудника по профилактике БДД |
сентябрь |
заведующая |
2 |
Инструктивно-методическая консультация с педагогическими работниками по методике проведения занятий по БДД |
сентябрь |
Старший воспитатель |
3 |
Подготовка и проведения месячника безопасности |
Раз в полугодие |
Ответственный по безопасности |
4 |
Составление методических разработок по обучению детей правилам дорожного движения |
сентябрь |
Старший воспитатель |
5 |
Обновление уголков безопасности в группах |
ежеквартально |
воспитатели |
6 |
Изготовление пособий по изучению правил дорожного движения |
В течении года |
Воспитатели |
7 |
Оформление уголков безопасности дорожного движения для родителей |
В течении года |
воспитатели, ст.воспитатель |
8 |
Проведение анкетирования родителей по обучению детей БДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма |
Октябрь, апрель |
Ст.воспитатель, воспитатели |
9 |
Проведение викторин по ПДД с детьми, проведение игровых досугов по БДД |
Согласно мероприятий ДОУ |
Ст.воспитатель, воспитатели |
10 |
Организация различных выставок |
апрель |
Воспитатели |
11 |
Пополнение кабинета методической литературой по ПДД и БДД |
В течении года |
Заведующая |
12 |
Анализ работы за учебный год |
май |
Ст.воспитатель |
Приложение II (2)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
- План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Операция «Внимание дети!» |
сентябрь май |
ст.воспитатель.
|
2. |
Организация встречи с работниками ОГИБДД ОМВД |
ежемесячно |
ст.воспитатель
|
3. |
Консультация для воспитателей «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» |
октябрь |
ст.воспитатель
|
4. |
Акция «Всемирный день памяти жертв дорожных аварий. День памяти жертв ДТП» - 18 ноября |
ноябрь |
ст.воспитатель.
|
5. |
Консультация для воспитателей «Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения» |
декабрь |
ст.воспитатель.
|
6. |
Инструктажи с родителями о правилах безопасного поведения на дорогах в зимнее время. |
декабрь |
ст.воспитатель
|
7. |
Практические игры – тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения |
январь |
воспитатели |
8. |
Консультация для воспитателей«Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах». «Методика подготовки занятий в игровой форме». |
февраль |
ст.воспитатель
|
9. |
Консультация для воспитателей «Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» |
апрель |
ст.воспитатель.
|
10. |
Изготовление пособий по изучению правил дорожного движения |
в течение года |
воспитатели |
11. |
Ведение накопительной папки по профилактике ДТТ
|
в течение года |
ст.воспитатель.
|
12. |
- Приобретение методической литературы по ПДД - Организация подписки на пособие по Правилам дорожной безопасности «Добрая дорога детства» |
в течение года |
ст.воспитатель.
|
13. |
В группах обновление уголков по изучению правил дорожного движения |
по мере необходимости |
воспитатели |
14. |
Оформление уголка безопасности дорожного движения для родителей в холлах детского сада |
в течение года |
ст.воспитатель.
|
15. |
Организация участия в муниципальных мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. |
в течение года |
ст.воспитатель.
|
Работа с детьми |
|||
16. |
1.Целевые прогулки |
1 раз в месяц |
Воспитатели |
17. |
2.Игры |
еженедельно |
Воспитатели |
18. |
3. Тематические вечера |
В течении года |
воспитатели |
19. |
4.Занятия в группах
|
В течении года |
Воспитатели |
Работа с родителями |
|||
20. |
1.Родительские собрания с представителем ГИБДД; |
Октябрь, май |
Заведующая, воспитатели |
21. |
2.Проведение консультаций |
Ноябрь, апрель |
|
Приложение II (3)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.
- Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.
- Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
- Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем - нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой - сзади.
- Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
- Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
- Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
- При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины .
- В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
- Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
- Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.
- Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.
Памятка для воспитателя. Необходимо учить!
- Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри налево и на право, потом еще раз налево, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
- Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
- Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги.
- Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
- Не используйте для показа старые знаки на желтом фоне.
- Не путайте группы знаков, правильно называйте дорожные знаки и информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название «Пешеходный переход», но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5.16.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу надо переходить именно здесь.
- Необходимо начинать обучение детей со знаков, актуальных для юных участников дорожного движения. В первую очередь, дети должны знать значение знаков: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».
- Дорожный знак «ДЕТИ» вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей
Приложение II (4)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице, через решение следующих задач:
- передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Дидактические и настольные игры: |
|||
«Внимание дорога» |
«Внимание дорога» |
«Дорожная азбука» |
«Дорожная азбука» |
«Основы безопасности во дворе и на улице» |
«Основы безопасности во дворе и на улице» |
«Домино с дорожными знаками» |
«Внимание дорога» |
«Дорожная азбука» |
«Дорожная азбука» |
«Внимание дорога» |
«Основы безопасности во дворе и на улице» |
«Светофор» |
«Светофор» |
«Основы безопасности во дворе и на улице» |
« Стойте! Идите!» |
«Водители» |
«Водители» |
«Стойте! Идите!» |
«Домино с дорожными знаками» |
«Путешествие на машинах» |
«Пешеходы транспорт» |
«Светофор» |
«Светофор» |
«Собери автомобиль» |
«Путешествие на машинах» |
«Каждый знак на свое место» |
«Каждый знак на свое место» |
«Транспорт» |
«Водители» |
«Водители» |
|
«Собери автомобиль» |
«Пешеходы транспорт» |
«Пешеходы транспорт» |
|
«Путешествие на машинах» |
«Путешествие на машинах» |
||
«Пешеход – отличник» |
«Пешеход – отличник» |
||
«Правила дорожного движения» |
«Правила дорожного движения» |
||
«Транспорт» |
«Найди правильный ответ» |
||
«Собери автомобиль» |
«Найди нужный знак» |
||
« Ответь светофору» |
«Транспорт» |
||
«Дойди до Детского сада» |
«Собери автомобиль» |
||
«Это я, это я….» |
Загадочное лото «На дороге» |
||
«Найди свой путь домой» |
« Ответь светофору» |
||
«Дойди до Детского сада» |
|||
«Найди свой путь домой» |
|||
«Перейди улицу» |
|||
«Знаешь ли ты дорожные знаки?» |
|||
Беседы |
|||
«Знакомство с дорогой» |
« Как работает светофор» |
«Сравнение легкового и грузового автомобилей» |
«Правила поведения на дороге» |
«Правила поведения на дороге» |
«Сравнение легкового и грузового автомобилей» |
«Пешеходный переход» |
« Перекресток» |
« Знакомство со светофором» |
«Правила поведения на дороге» |
«Правила поведения на дороге» |
«Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу» |
Сюжетно ролевые игры, конкурсы:
«Приключения Лунтика на Земле», «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожные — всем друзья надежные», конкурсы «Лучший пешеход», «Мы едем, едем, едем… », «Путешествие в страну дорожных правил», «Азбука дорожная везде тебе поможет!»
Приложение II (5)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения
Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.
Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей, чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше. Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.
Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе. Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями. Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах. Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.
Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением.
Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.
Приложение III (1)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Рекомендации родителям младших дошкольников по правилам дорожного движения.
Уважаемые мамы и папы!
Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
- Ваш ребенок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
- Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами
- Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.
- Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.
В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:
- на дорогу выходить нельзя;
- дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
- переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
- пешеходы – люди, которые идут по улице;
- чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору :
Красный свет – Движенья нет.
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»;
- машины бывают разные, это –транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
- когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;
- когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.
Мамы! Папы!
Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка
Но лучшим уроком безопасности для детей всегда является личный пример родителей и педагогов. Следите за тем, что и как вы делаете. Не забывайте о том, что даже, на первый взгляд, вполне безопасная дорога в одночасье может стать смертельно опасной для детей и, вполне вероятно, в том числе по вашей вине.
Приложение III (2)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Рекомендации родителям старших дошкольников по правилам дорожного движения.
Уважаемые мамы и папы!
Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательном на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия ( почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.).
Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.
- Ходить по тротуару следует с правой стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.
- Переходить дорогу полагается только шагом.
- Необходимо подчиняться сигналу светофора
- В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого ( и поручень), чтобы не упасть.
- Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
- Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит
- Играть можно только во дворе.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком.. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!
Приложение III (3)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Организационно- педагогические условия, способствующие эффективности организации педагогического процесса
Для занятий, по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах, в каждой возрастной группе организованы уголки дорожного движения. В них представлены:
- наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);
- настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами, лото, домино и т.д.);
- настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей);
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки);
- детская художественная литература по тематике дорожного движения.
- в группах среднего и старшего дошкольного возраста представлены напольные переносные макеты «Парковка»;
- в спортивном зале имеется специальное напольное дорожное покрытие с разметкой, знаками, электронными светофорами и машинами.
Приложение IIII (4)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Целевые прогулки, как форма профилактики детского- дорожно транспортного травматизма
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на НОД по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа:
• знакомство с дорогой;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.
Средняя группа:
• знакомство с дорогой;
• сравнение легкового и грузового автомобилей;
• наблюдение за светофором;
• правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
Старшая группа:
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
Подготовительная группа:
• улицы и перекрестки;
• Правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор» и т.д.
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Основное отличие целевых прогулок по ПДД в ДОУ от образовательной деятельности, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов.
Приложение IIII (1)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения.
Целью организации работы является:
формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Эта система обучения должна решать следующие задачи:
- Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
- организованные формы обучения на занятиях,
- совместную деятельность взрослого и ребенка,
- самостоятельную деятельность ребенка,
- воспитание навыков поведения,
- ознакомление с окружающим,
- развитие речи,
- художественную литературу,
- конструирование,
- изобразительное искусство,
- игру.
Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр)
Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость
- Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Надёжная ориентация налево- направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Первая младшая группа |
Детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. |
Вторая младшая группа |
Дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой. |
Средняя группа |
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны). Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа). И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой. |
Старшая и подготовительная к школе группа группа |
дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики. |
Приложение IIII (2)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Формы и методы обучения дошкольников ПДД. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
Игры можно классифицировать по нескольким критериям:
объем учебного материала в игровой ситуации;
учебно-воспитательные цели;
виды деятельности детей;
формы организации игры;
предмет моделируемой ситуации
Критерии игры по типам и видам.
По объему используемого учебного материала |
По учебно-познавательным целям: |
По виду познавательной и практической деятельности детей: |
По форме организации игры: |
По предмету моделируемой ситуации: |
тематическая игра– реализуется содержание одной изучаемой темы; комплексная – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем. |
диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков; обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных; развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции, ориентировки на местности, внимательности и т.д.). |
творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной ситуации; алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения; комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность. |
индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию; групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть; фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры. |
межличностная– моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми; ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.). |
Приложение IIII (3)
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детским садом №10 села Успенского
_______________Е.Ю. Вострикова
«______»_____________2018 г.
Методика подготовки занятий в игровой форме
Игра ― это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка ― это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают школьника безопасному поведению на дороге.
Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
- положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
- формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по БДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.
Руководство игрой
Этапы подготовки игры |
Проведение игры |
Подведение итогов |
Определение конкретных целей (обучающих, воспитывающих, развивающих и контролирующих) и задач. Определение конкретной моделируемой ситуации. Выбор игры. Планирование игры, перечень возможных правильных и неправильных решений, время, отводимое на игру. Составление сценария игры, подготовка необходимых материалов для ее проведения. Распределение ролей. |
Определение готовности участников к игре (предварительная беседа и контроль знаний). Инструктаж игроков. Непосредственная постановка проблемы и ее реализация. Текущий контроль хода игры со своевременной координацией действий участников (возможные последствия правильных и неправильных действий). |
Определение уровня усвоения нового и усвоение ранее изученного материала. Подведение итогов игры с участием детей. Методический анализ игры (анализ уровня достижений педагогической цели, поставленной перед данной игрой). |