Программа развития
Согласовано: Начальник управления образованием |
Утверждено: Заведующая МАДОУ детским садом № 10 села Успенского ________________Е.Ю. Тайибова |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 10 села Успенского
муниципального образования Успенский район
( на 2015-2018 гг.)
Содержание Программы развития:
Разделы Программы развития |
|
Паспорт Программы развития МАДОУ детского сада №10 села Успенского ……………………………………………….............. |
3 |
Введение .................................................................................................... |
7 |
|
9 |
1.1. Краткая историческая справка о ДОУ………………………… |
9 |
1.2.Основные характеристики образовательного учреждения…….... |
9 |
1.3. Структура образовательного учреждения……………………….. |
10 |
1.4. Программное обеспечение образовательного процесса………... |
10 |
1.5. Социальный статус семей воспитанников ……………………... |
11 |
1.6. Основные характеристики организации образовательного процесса…………………………………………………………….. |
11 |
1.7. Материально – техническое обеспечение……………………….. |
17 |
2. Теоретическое обоснование Программы развития МАДОУ детского сада №10 села Успенского……………..…………………….. |
18 |
3. Концепция Программы развития……………………………………. |
22 |
4. Цели и задачи Программы развития………………………………… |
24 |
5. Прогнозируемые результаты Программы развития……………….. |
26 |
6. Основные мероприятия по реализации Программы развития…….. |
27 |
6.1. Целевая программа «Управление качеством дошкольного образовательного учреждения »………………………………………... |
28 |
6.2. Проект: «Программное обеспечение, методики, технологии»….. |
31 |
6.3. Проект: «Информатизация дошкольного образования»…………. 6.4 Проект «Обеспечение возможности самореализации личности воспитанников, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности»………………………………… 6.5 Проект «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»…. |
33 35 37 |
6.6. Проект: «Кадровая политика» 6.7 Проект « Государственно-общественное управление»……………. |
39 41 |
6.8. Проект: «Социальное партнерство» |
42 |
7.Результат инновационных изменений образовательного процесса ДОУ ………………………………………………………………………. |
44 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 села Успенского муниципального образования Успенский район |
Основания для разработки программы |
План действий по модернизации общего утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р; Закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 26.09.13г. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26). |
Назначение программы |
Программа развития предназначена для определения модели и перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения МАДОУ детского сада № 10 села Успенского и отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов и современных требований. |
Статус программы |
Нормативный документ образовательной организации, осуществляющей деятельность в режиме развития и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Стратегический план осуществления основных актуальных и перспективных нововведений в образовательной организации, прогнозируемых образовательных потребностей социального заказа. |
Проблема |
Развитие МАДОУ детского сада № 10 села Успенского в условиях реализации новой государственной образовательной политики, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования основными ориентирами которой являются:
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования. Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. |
Название |
Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 10 села Успенского муниципального образования Успенский район на 2015-2018 г.г. |
Разработчики программы |
Творческий коллектив педагогических работников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 10 села Успенского муниципального образования Успенский район: Тайибова Елена Юрьевна, заведующая МАДОУ детским садом № 10 села Успенского. Брижань Оксана Михайловна, старший воспитатель. Попова Светлана Вячеславовна, педагог-психолог |
Цель программы развития |
Создание в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. |
Задачи |
|
Сроки реализации программы |
Программа реализуется в период 2015-2018 гг. |
Этапы реализации программы |
1 этап - создание условий (2015 учебный год); 2 этап - практико - реализационный (2015 – 2017 учебные года); 3 этап - заключительно - аналитический (2017-2018 учебный год) |
Задачи этапов |
1 этап:
3 этап
|
Финансовое обеспечение программы |
Бюджетные и внебюджетные средства, благотворительность, участие в конкурсах. |
Ожидаемые результаты |
Подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе. |
Введение
Актуальность разработки программы развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского обусловлена изменениями в дошкольном образовании страны связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального государственного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» признает дошкольное образование как новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования.
Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.
В современных условиях реформирования образования, МАДОУ детский сад № 10 села Успенского представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет. В стандартах образовательный процесс опирается непосредственно на детский опыт обучения, что в широком смысле влечет за собой социальную и культурную включенность детей в образовательный процесс. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности.
Одной из наиважнейших управленческих функций в образовании является прогнозирование деятельности образовательного учреждения. И это в первую очередь относится к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения.
Необходимость введения данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование обучающихся в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского. Мониторинг запросов родителей в сфере образования показал, что родители предпочтение отдают программам подготовки детей к школьному обучению, а не формированию у них компетентностей и личностных качеств. Недостаточная информированность родителей о современных целях и вопросах дошкольного образования определяют использование новых форм взаимодействия ДОУ и семьи, в реализации программы. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в Программе, с целью вовлечения детей в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Программа развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского включает целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие образовательного учреждения, достижения результатов деятельности образования к потребностям ребенка.
Программа развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского на 2015-2018 гг. является управленческим документом и после утверждения является обязательным для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
-
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
1.1. Краткая историческая справка о МАДОУ детском саде № 10 села Успенского
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 села Успенского муниципального образования Успенский районфункционирует с 2015 года. Расположено по адресу: Краснодарский край, Успенский район, село Успенское, ул. Крупской,41.
Учредителем ДОУ является районное управление образования администрации муниципального образования Успенский район.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 села Успенского муниципального образования Успенский район осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1013 г. Москв, "Об утверждении Порядка организации и управления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Уставом ДОУ.
В 2015 году открыт МАДОУ детский сад № 10 села Успенского в котором функционирует 13 групп, из них 11 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2015 год - создан официальный сайт дошкольного учреждения
2015 год - введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
1.2. Основные характеристики образовательного учреждения
Назначение образовательного учреждения:
-
разностороннее развитие и воспитание ребенка с учетом региональных особенностей и условий дошкольного учреждения;
-
удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, сохранение и укрепление их здоровья;
-
обеспечение непрерывности системы образования, в котором ДОУ является первой ступенью;
-
реализация основной образовательной программы ДОУ по всем направлениям: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Полное название: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 села Успенского муниципального образования Успенский район
Юридический адрес: Россия, Краснодарский край, Успенский район, село Успенское, ул. Крупской,41.
Дошкольное образовательное учреждение функционирует в соответствии с Уставом МАДОУ детского сада №10 села Успенского, введен в эксплуатацию в 2015 году.
Дошкольное образовательное учреждение - двухэтажное здания. В детском саду центральное отопление и канализация, холодное и горячее водоснабжение.
Проектная мощность учреждения 290 мест, функционируют 13 групп, 2 группы раннего возраста, 11 групп дошкольного возраста.
Управляющая система – заведующая Тайибова Елена Юрьевна.
старший воспитатель - Брижань Оксана Михайловна, педагог- психолог Попова Светлана Вячеславовна
Лицензия на образовательную деятельность серия 23Л01 № 0003338 от 21.01.2015года, регистрационный № 06558.
Устав образовательного учреждения от 2015 года.
Режим работы, организация питания
МАДОУ детский сад № 10 села Успенского работает в режиме 10,5 часов и одна группа 12 часового пребывания, при пятидневной неделе. Все дети обеспечиваются четырех разовым питанием.
1.3. Структура образовательного учреждения
В детском саду функционирует 13 групп, из них:
Группа |
Количество групп |
Возраст |
Количество детей |
Группа раннего возраста |
2 |
от 1,5 до 2 лет |
40 |
1 младшая группа |
5 |
с 2-х до 3-х лет |
120 |
2 младшая группа |
1 |
с 3-х до 4-х лет |
25 |
Средняя группа |
1 |
с 4-х до 5-ти лет |
25 |
Старшая группа |
1 |
с 5-ти до 6-ти лет |
25 |
Подготовительная группа |
1 |
с 6-ти до 7-ми лет |
25 |
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи |
2 |
30 |
|
Итого: |
13 групп |
290 |
1.4. Программное обеспечение образовательного процесса
Образовательная деятельность в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского строится в соответствии с основной образовательной программой, которая поддерживается подборкой необходимых методических материалов, средств обучения и воспитания.
В данной подборке представлена единая система познавательного материала с постепенным усложнением для всех возрастных групп ДОУ.
Методические пособиясодержит возрастные характеристики детей, методику и описания инструментария диагностики личного развития детей, конспекты занятий с вопросами, заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и творческое развитие дошкольников.
1.5. Социальный статус семей воспитанников:
№ |
Семьи |
Количество |
% |
1 |
Полные семьи |
210 |
87% |
2 |
Неполные семьи |
42 |
13% |
3 |
Многодетные семьи |
38 |
10% |
1.6. Основные характеристики организации образовательного процесса
Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к взаимоотношениям между образовательным учреждением, обществом и социумом. Сегодня образовательное учреждение должно иметь свой облик (свою концепцию, Программу развития, организационно-нормативные документы), свои особенные подходы к ребенку и родителям с учетом особенностей состава, типологии семей и общей социокультурной ситуацией в стране.
Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников МАДОУ детского сада №10 села Успенского деятельность осуществляется по следующим направлениям деятельности:
-
социально - коммуникативное развитие
-
познавательное развитие
-
речевое развитие
-
художественно - эстетическое развитие
-
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально – коммуникативное направление включает совместную деятельность детей со взрослыми и сверстниками, игровую и трудовую деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное воспитание.
Для успешной реализации задач образовательной области "социально - коммуникативное развитие" в детском саду в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования обеспечены психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В основе социально-коммуникативного развития детей лежит выполнение статей «Конвенции о правах ребенка», реализацией которой занимается сад.
В кабинете педагога-психолога имеется материал и оборудование для индивидуальной и подгрупповой работы с различным контингентом детей. С целью снятия напряжения и вхождения в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений, осознания телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением педагогом - психологом проводилась психогимнастика с детьми старшего дошкольного возраста.
Показателем проделанной работы по социально-коммуникативному развитию является сформированность базовой культуры дошкольника.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное направление включает непосредственно образовательную деятельность, экспериментальную и опытническую деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность.
Познавательное развитие детей осуществляется в соответствии с задачами основной образовательной программы МАДОУ детского сада № 10 села Успенского в основе, которой лежит развитие умственных способностей ребенка в процессе специфических для дошкольников видов деятельности.
Образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей каждого ребенка. Ребенку предоставляется возможность проявлять инициативу, творчество, самостоятельность. Развивая познавательную деятельность, воспитатель не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановке простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, ставить цель, планировать и последовательно выполнять работу.
В МАДОУ детском саду №10 сеа Успенского имеется творческая студия с песочными столами, сенсорная комната, лаборатория с микроскопами, 5 групп оснащены интерактивными досками, в творческой студии компьютерный класс, который оснащен рабочим местом для педагога: компьютер, интерактивная доска; 15 персональных компьютеров для дошкольников.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, в том числе с учетом национально-регионального компонента; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое направление включает непосредственно образовательную деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность, профессиональную коррекцию речевого развития детей, развитие связной речи в различных видах деятельности.
Система деятельности МАДОУ детского сада № 10 села Успенского по речевого развитию детей носит интегрированный характер и включает в себя следующие направления работы: организация развивающей предметно-пространственной среды и условий для речевого развития детей; организация совместной и самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями. Задачи речевого развития детей решаются на занятиях разной направленности, во время организации и проведения режимных моментов.
Для успешной реализации работы по данному направлению в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского создана хорошая материальная база. В каждой группе имеется необходимый материал для развития всех компонентов устной речи в соответствии с возрастом.
В совместной деятельности педагоги МАДОУ детского сада №10 села Успенского проводят коррекционную работу с детьми, у которых нарушено звукопроизношение. Однако, для полноценной и и грамотной работы по коррекции звукопроизношения в детском саду существут 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеются 2 учителя-логопеда.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно – эстетическое направление включает непосредственно образовательную деятельность, организованную творческую деятельность, театрализованную деятельность, праздники, развлечения, конкурсы, выставки.
В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.
Художественно-эстетическое развитие в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского основывается на следующих принципах:
-
тесная связь с искусством,
-
индивидуальный подход к детям, основанный, на выявлении их различий и определении оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка,
-
«всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, т.е. эстетическим воспитанием и художественной деятельностью должны быть охвачены все дети без исключения,
-
направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности,
-
взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности,
-
освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа,
-
взаимосвязь обучения и развития,
-
интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского следующих условий:
-
обогащения чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
-
организации художественной деятельности, адекватной данному возрасту, — музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой игры;
-
предоставления ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материала и средств воплощения художественного замысла;
-
поддержки детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
В детском саду создаются широкие возможности для творческой самовыражения детей: поддерживается инициатива, стремление импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Воспитатели вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).
Педагоги знакомят дошкольников с произведениями различных видов и жанров, народно-декоративного, прикладного творчества. Для реализации этих задач имеются все необходимые дидактические материалы. Воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации детей: предоставляют ребенку право выбора сюжета и изобразительных средств. Сотрудники с уважением относятся к продуктам детского творчества. Они являются экспонатами постоянно действующих выставок в ДОУ и группах.
Педагоги обучают детей различным техникам изобразительного творчества, а также создают условия для овладения навыками художественного труда.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг состояния здоровья детей, организацию оптимального режима, организацию непосредственно образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального питания, формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию рациональной двигательной активности в течение дня, закаливание, создание безопасной предметной среды для физического развития, сотрудничество с родителями.
Характеристика педагогического коллектива:
Коллектив детского сада характеризуется работоспособностью, стабильностью, инициативностью и инновационной направленностью педагогической деятельности.
Образовательный уровень выше среднего.
Педагогический состав 26 педагога, в том числе:
Педагогическая специальность |
Всего работников |
Образование |
Уровень квалификации кадров |
||||
высшее |
среднее специальное |
среднее |
без категории |
I категория |
высшая |
||
Воспитатель |
20 |
13 |
7 |
20 |
1 |
||
Музыкальный руководитель |
1 |
1 |
1 |
||||
Инструктор по физ. культуре |
1 |
1 |
1 |
||||
Старший воспитатель |
1 |
1 |
1 |
||||
Педагог-психолог |
1 |
1 |
1 |
||||
Учитель логопед |
2 |
2 |
1 |
||||
Итого: |
26 |
17 |
9 |
22 |
|||
Перспективы на 2015- 2018 гг |
+2 |
+6 |
+16 |
+3 |
Воспитатели повышают свою квалификацию: работают по темам самообразования, изучают методическую литературу, новинки педагогики, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в районных методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства и т.д.
Количество и продолжительность занятий соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Каждый раздел программы прорабатывается не только на непосредственно организованных занятиях, но и в совместной и самостоятельной деятельности. В общении воспитателей с воспитанниками превалирует личностно-ориентированное взаимодействие.
Особое внимание в работе с детьми уделяется формированию положительной самооценки и развитию индивидуальности детей. Для этого используются как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Педагогический коллектив понимает значение игровой деятельности в жизни дошкольников и уделяет пристальное внимание её развитию. В группе имеются специально оборудованные для сюжетно – ролевой игры уголки, свернутые сюжетно - ролевые игры, театральные зоны. Игра и игровые мотивировки охотно применяются педагогами в работе с детьми.
Развитие речевой деятельности детей в детском саду осуществляется через систему занятий, коррекционную работу логопеда, создание речевой среды и проведение литературных праздников, викторин, конкурсов.
Художественно - эстетическое воспитание строится на основе приобщения детей к классическому и русскому народному искусству. В детском саду имеются костюмерная, 1 музыкальный зал, театрализованная студия. Педагоги прививают детям любовь к Родине, к родному краю, учат заботиться о природе, воспитывают чувство ответственности за себя и ближайшее окружение.
В ДОУ хороший микроклимат, обстановка доброжелательного отношения между взрослыми и детьми, дети коммуникабельны, эмоциональны, с удовольствием играют, с желанием ходят в детский сад.
1.7. Материально – техническое обеспечение
В детском саду функционируют:
-
1 музыкальный зал, театрализованная студия, оснащенные музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами.
-
спортивный зал, оснащенный в полном объеме как стандартным так и нестандартным спортивным оборудованием;
-
кабинет педагога - психолога, оснащенный материалами для коррекционной работы с детьми по снятию эмоционального напряжения, по работе с гиперактивными детьми, по развитию социальных навыков.
-
Кабинет учителя - логопеда, оснащенный материалами и оборудованием для индивидуальной коррекции звукопроизношения, развития всех компонентов устной речи и предпосылок обучения грамоте.
-
Сенсорная комната, предназначенная для снятия эмоционального напряжения, для развития восприятия, воображения.
-
Творческая студия – оснащена 15-ю компьютерами, интерактивной доской, песочными столами, мольбертом Сенсино, ландшафтным столом, наборами настольных театров по сюжетам русских народных сказок, настольными строительными наборами, логическими играми Никитина.
-
методический кабинет – оснащен достаточным количеством методической и художественной литературы, наглядного материала.
-
Лаборатория- оснащена комплектом микроскопов, 2 комплекта наборов для изучения насекомых, наборами для изучения воды и воздуха, механической моделью солнечной системы, достаточным количеством демонстрационного и раздаточного материала.
Развивающая среда в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. В детском саду к ним относятся природные объекты, физкультурное - игровое и оздоровительные сооружения, музыкально-театральная и развивающая предметно - пространственная среда совместной и самостоятельной детской деятельности. Такая среда позволяет ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять. В групповых помещениях в соответствии с требованием ФГОС к организации развивающей предметно - пространственной среды в реализации образовательной программы, групповые помещения оборудованы современной мебелью техническими средствами, игрушками, методическими и дидактическими материалами для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной так и в совместной с педагогом). В помощь воспитателям хорошо оснащен методический кабинет. В распоряжении детей в детском саду оборудованы кабинеты педагога- психолога, учителя- логопеда, творческая студия, лаборатория, сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, информационные стенды для родителей, педагогов. На территории МАДОУ детского сада № 10 села Успенского посажены деревья и кустарники, разбиты цветники, розарий. Новое ограждение позволяет создать безопасные и комфортные условия для воспитанников детского сада.
На территории ДОУ для детей оборудованы:
-
Игровые площадки с теневыми навесами для каждой группы;
-
2 спортивные площадки;
-
Птичий двор;
-
Огород;
-
Метеостанция;
-
Экологическая тропа;
-
Сад;
-
Розарий.
Особенностью развивающей среды детского сада можно считать информационность, эстетичность.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
Необходимость разработки программы развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского на период 2015 – 2018 годов обусловлена важностью целей развития образования в Российской Федерации.
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
-
разработка и внедрение новых педагогических технологий;
-
сохранение и укрепление здоровья детей, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
-
воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
-
Организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, с целью предотвращения формирования вторичных отклонений.
-
Подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе
Актуальность создания данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед МАДОУ детским садом №10 села Успенского можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.
Предпосылками к созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2015 - 2018 гг. послужили изменения в образовательной политике государства – реализация приоритетного национального проекта «Образование», модернизация системы образования на период до 2018 года, принятия закона «Об образовании в Российской Федерации», вступление в силу ФГОС ДО и пр. Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования.
Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, в системе сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, дополнительного образования детей и молодежи.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников, а также с учетом возможных в процессе реализации рисков.
3. Концепция Программы развития
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Актуальность программы развития ДОУ обусловлена изменениями государственной политики в области образования:
- введение новых федеральных государственных стандартов дошкольного образования;
Программа развития ДОУ учитывает и создает условия для реализации данного направления.
Цель Программы развития - обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности МАДОУ детский сад № 10 села Успенского по таким критериям как качество, инновационность, а также создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
Программа развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности МАДОУ детского сада № 10 села Успенского, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в виде предшкольных компетенции:
Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым.
Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими.
Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки).
Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам.
Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Ценность качества образовательного процесса для МДОУ напрямую связана с ценностью ребёнка. Построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного образования.
Таким образом, концептуальными направлениями развития деятельности МАДОУ детского сада № 10 села Успенского служат:
-
Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников.
-
Использование образовательных и здоровьесберегающих технологий.
-
Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
-
Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
-
Введение дополнительных образовательных услуг.
-
Укрепление материально – технической базы МДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации программы.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах:
-
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка:
повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
обеспечение заинтересованности педагогов в результатах своего труда;
радикальное изменение организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей;
изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности.
-
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
-
Дифференциация и интеграция предусматривающей целостность и единство всех систем образовательной деятельности и решение следующих задач:
-
психологическое и физическое здоровье ребёнка;
-
формирование начал личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.
Участниками реализации Программы развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского являются воспитанники в возрасте от 1,5 до 8 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур.
Приоритетным направлением Программы развития является - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. В этой связи необходимо:
-
внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;
-
использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;
-
проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;
Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития МАДОУ детского сада № 10 села Успенского является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом.
4. Цели и задачи Программы развития
Целью Программы развития на период до 2018 года является:
Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Основными задачами развития выступают:
-
Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения: новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей);
-
новых образовательных технологий (проектная деятельность, применение информационных коммуникативных технологий, технология «портфолио» детей и др.);
-
обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процесс.
-
Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей.
-
Создание системы консультирования и сопровождения родителей по вопросам:
-образования и развития детей раннего возраста;
-подготовки детей к школьному обучению;
-психолого-педагогической компетентности по воспитанию и развитию детей.
-
Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
-
Укрепление материально – технической базы ДОУ:
-
введение дополнительного образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.
-
Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
-
обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанниками ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения;
-
формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования);
-
овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения;
-
развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса;
-
формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса;
-
расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий;
-
создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность;
-
повышение профессионального мастерства педагогов на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта), при участии в методических формах взаимодействия ДОУ на уровне муниципалитета и региона;
-
расширение связей с учреждениями-партнерами.
5. Прогнозируемый результат Программы развития
МАДОУ детский сад № 10 села Успенского предполагается что:
Для воспитанников и родителей:
-
каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста;
-
хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования;
-
обеспечение индивидуального педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ;
-
каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в образовательной программе ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития;
-
качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе;
-
система дополнительного образования доступна и качественна.
Для педагогов:
-
каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства;
-
квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника;
-
будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
-
поддержка инновационной деятельности.
Для ДОУ:
-
будет налажена система управления качеством образования дошкольников;
-
органы государственно- общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей;
-
развитие сотрудничества с другими социальными системами;
-
будут обновляться, и развиваться материально – технические и социальные условия пребывания детей в учреждении.
6. Основные мероприятия по реализации Программы развития
Концептуальные направления |
Направления развития |
Период реализации, годы |
|||
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
|||
Управление качеством дошкольного образования |
Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей. |
* |
* |
* |
|
Программное обеспечение, методики, технологии |
Обновление основных и дополнительных образовательных программ. Внедрение инновационных технологий, «портфолио» педагогов и воспитанников, проектной деятельности. |
* |
* |
* |
|
Информатизация дошкольного образования |
Внедрение информационных технологий в образовательный и управленческий процесс |
* |
* |
* |
|
Обеспечение возможности самореализации личности воспитанников, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности |
Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОУ, села, края. |
* |
* |
* |
|
Здоровьесберегающие технологии |
Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, валеологическое образование семьи, формирование культуры здорового образа жизни |
* |
* |
* |
|
Кадровая политика |
Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении |
* |
* |
* |
|
Государственно-общественное управление |
Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса (Семейные клубы, наблюдательный совет). |
* |
* |
* |
|
Организации-партнеры |
Расширение связей с учреждениями культуры и спорта, здравоохранения, общественными организациями. |
* |
* |
* |
6.1. Целевая программа
«Управление качеством дошкольного образования»
Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в работе с учетом интересов и потребностей ребенка, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования в МАДОУ детском саду № 10 села Успенского. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.
Задачи:
Организовать эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ для выполнения требований по созданию условий осуществления образовательного процесса.
Создать систему методического и дидактического обеспечения проектной деятельности, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе.
Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса.
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения. |
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1 |
Формирование нормативно – правовой базы |
2015 |
Без финансирования |
Заведующий, Ст.воспитатель, специалисты ДОУ |
2 |
Разработка образовательной программы, в соответствии с изменениями системы образования (ФГОС ДО), запросов семей воспитанников, общества. Подбор коррекционных программ для построения индивидуальных маршрутов развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
2015-2016 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель |
3 |
Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО |
2015 - 2018 |
Без финансирования |
Заведующий, |
4 |
Развитие проектной деятельности ДОУ: уточнение концептуальных направлений развития ДОУ |
2015 - 2017 |
Без финансирования |
Заведующий, |
5 |
Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, ФГОС ДО) |
2015 - 2016 |
Без финансирования |
Ст.воспитатель, педагоги, специалисты |
6 |
Разработка системы планирования в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) |
2015 |
Без финансирования |
Заведующий, Ст.воспитатель, педагоги, специалисты |
7 |
Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг |
2015 – 2018 |
Без финансирования |
Заведующий |
8 |
Составление плана взаимодействия педагогов, родителей, специалистов по направлениям развития воспитанников, социума |
2015 - 2016 |
Без финансирования |
Заведующий, ст.воспитатель |
9 |
Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей |
2015 |
Без финансирования |
Заведующий, ст.воспитатель |
Ожидаемый результат:
Повышение качества образовательного процесса.
Проект: «Программное обеспечение, методики, технологии»
Проблема: Объективная необходимость переориентировать педагогов на приоритет игровой, познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, использование инновационных программ и технологий в решении совместной образовательной деятельности.
Цель: обучение педагогов ДОУ использованию инновационных технологий в проектировании и реализации образовательных задач и естественного включения семьи в образовательную деятельность.
Задачи:
Обучить педагогов новым инновационным технологиям взаимодействия с детьми при построении образовательного процесса.
Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в образовательную деятельность.
Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье, постоянного их информирования.
Развивать социальное партнерство в организации образовательной деятельности в системе сетевого взаимодействия.
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения. |
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1 |
Разработка системы обучения педагогов применению инновационных технологий и методик в образовательном процессе |
2015 - 2017 |
Без финансирования |
Заведующий, Ст. воспитатель |
2 |
Создание проекта взаимодействия ДОУ и семьи, разработка мероприятий в рамках этого проекта по сопровождению и консультированию семей воспитанников |
2015-2016 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель, педагоги, специалисты |
3 |
Разработка комплекта методических материалов к практикуму «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» |
2015-2016 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель, педагоги, специалисты |
4 |
Методическое сопровождение организации инновационной деятельности и управления инновационным процессом в дошкольном учреждении |
2015-2017 |
Без финансирования |
Заместитель заведующего Ст.воспитатель |
5 |
Обеспечение обучения и реализация системы инновационных форм взаимодействия с родителями. |
2015-2018 |
Без финансирования |
Заведующий Ст.воспитатель |
Ожидаемый результат:
Методические разработки по обучению педагогов использования современных технологий.
Применение в системе образовательной деятельности инновационных образовательных технологий взаимодействия с детьми и родителями.
Внедрение технологии проектирования детской деятельности во все структурные подразделения учреждения.
Социальный эффект:
Обучение родителей взаимодействию с ребенком дома.
Обеспечение конкурентно способности ДОУ в селе
Проект: «Информатизация дошкольного образования»
Проблема: Объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении личностно-ориентированной программы образования. Недооценка роли компьютерных технологий в решении этой проблемы. XXI век – это век информационного общества. Научно- технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Появляются новые технологии и средства информатизации. Во всех сферах человеческой деятельности и ребенка в частности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство его самореализации, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. Широкое использование информационных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ при реализации управленческих, организационных и образовательных задач.
Задачи:
- создание единой информационной среды (ЕИС);
- освоение педагогами информационных образовательных технологий, способствующих повышению их профессиональной компетентности;
- эффективное управление ресурсами, контингентом, образовательным процессом через использование информационных технологий в административной, финансово- хозяйственной и методической деятельности;
- создание электронных баз данных, архивов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения.
-обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива в условиях обновления содержания дошкольного образования в соответствиии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
- Разработать информационную модель и компьютерную технологию управления качеством дошкольного образования.
- Создать документы в ДОУ с применением информационных технологий.
- Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством постоянного информирования.
- Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада посредством Интернета.
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения. |
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1 |
Создание единой информационной среды |
2015 - 2018 |
Внебюджетные средства |
Заведующий |
2 |
Создание Творческой группы, занимающейся внедрением ИКТ в образовательный процесс |
2015 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель |
3 |
Электронное сопровождение документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов, сопровождение сайта ДОУ т.д.) |
2015-2018 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель |
4 |
Повышение квалификации педагогов на внешних курсах Систематизация и хранение проектных работ, сопровождение своего портфолио. |
2015-2018 |
Внебюджетное финансирование Без финансирования |
Заместитель заведующего, Заведующий |
5 |
Организация эффективного сетевого взаимодействия. |
2015-2018 |
Бюджетное финансирование |
Старший воспитатель, Заведующий |
6 |
Оснащение необходимым оборудованием рабочие места педагогов |
2015-2018 |
Целевые средства, бюджетное финансирование |
Заведующий |
Ожидаемый результат:
Сопровождение сайта
Подготовка методических рекомендаций по использованию ИКТ.
Номенклатура электронной документации образовательной деятельности в области педагогических технологий.
Презентации о мероприятиях ДОУ и опыте работы педагогов.
Социальный эффект:
Использование возможности интернет ресурсов при организации образовательной деятельности, использование учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов.
Участие в проектах города, региона, страны через выход в глобальный Internet сеть.
Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы.
Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи.
Проект «Обеспечение возможности самореализации личности воспитанников, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности»
Цель:
· создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей;
· формирование у детей с разными возможностями мотивации к доступной им деятельности;
· моделирование ситуаций успешности детей в разных видах доступной им деятельности;
· создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей детей в различных видах деятельности;
· совершенствование системы социального партнёрства с целью создания условий для успешной социализации воспитанников;
· привлечение воспитанников к посещению учреждений дополнительного образования.
Мероприятия |
Ответственные и исполнители |
Сроки |
Результат |
Создание банка данных воспитанников, в том числе не посещающих ДОУ, детей-инвалидов, детей «группы риска», одаренных детей |
Педагогический коллектив |
Ежегодно 2 раза в год сентябрь, май) |
База данных воспитанников, не посещающих ДОУ, детей-инвалидов, воспитанников с выраженными особенностями |
Создание банка данных воспитанников с выраженными особенностями |
|||
Создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей |
Заведующий, ст. воспитатель, зам. пед. коллектив |
В течение всего периода |
Оптимальные условия для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей |
Организация конкурсов, утренников, досугов, праздников, развлечений по нравственно-патриотическому воспитанию |
ст.воспитатель, пед. коллектив ДОУ |
Ежегодно по годовым планам |
Увеличение доли воспитанников, охваченных мероприятиями по нравственно-патриотическому воспитанию |
Организация дополнительных услуг для проявления у детей с разными возможностями инициативности, самостоятельности, творческих способностей в доступных видах деятельности |
Старший воспитатель, Педагоги, специалисты ДОУ |
В течение всего периода |
Увеличение доли воспитанников, охваченных дополнительным образованием. |
Работа с родителями по самореализации личности их детей |
Заведующий, ст. воспитатель, пед. коллектив |
Ежегодно по годовым планам |
Увеличение доли родителей, с высоким уровнем участия в мероприятиях по самореализации личности их детей |
Разработка механизма индивидуальных достижений воспитанников (портфолио). |
Педагоги, родители |
В течение всего периода |
Сформированная мотивация успешности у воспитанников с разными возможностями |
Информирование общественности об участии воспитанников с разными возможностями в форумах разного уровня: муниципальном, региональном, федеральном. |
Педагоги, Родители, ответственный за сайт |
В течение всего периода |
Увеличение доли воспитанников с разными возможностями в мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровня. Увеличение доли призовых мест. |
Оценка качества результатов деятельности |
|||
Мониторинг условий для организации ОП с учётом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей. Мониторинг успешности воспитанников. |
Мониторинговая группа, ст. воспитатель |
Ежегодно в соответствии с циклограммой |
Анализ результатов мониторинга. Определение перспектив деятельности. |
Проект «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
Целевые ориентиры:
· Психолого-педагогическое, физическое научно - медицинское сопровождение воспитанников.
· Внедрение современных технологий в структуру лечебно-оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
· Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, валеологическое образование семьи, формирование культуры здорового образа жизни.
Мероприятия |
Ответственные и исполнители |
Сроки |
Результат |
Обеспечение высокого качества медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников |
|||
Обеспечение режимов пребывания воспитанников в ДОУ с учётом их индивидуальных особенностей. |
Педагогический коллектив ДОУ |
Ежедневно |
Положительная динамика в соматическом, психофизическом здоровье, развитии детей |
Разработка и реализация авторских проектов и программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. |
Педагогический коллектив ДОУ, родители, представители социума |
2015-2018 |
Авторские программы, проекты, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. |
Реализация инновационного проекта «Правила дорожные знать каждому положено». |
Педагогический коллектив ДОУ, родители |
2015-2018 |
Формирование знаний и умений детей и их родителей о правилах дорожного движения. |
Организация и проведение мероприятий с детьми здоровьесберегающей направленности. |
Педагогический коллектив ДОУ |
2015-2018 По годовым планам |
Освоение детьми задач физического развития |
Реализация работы дополнительных услуг по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. |
Инстр-р по физической культуре, ст. воспитатель |
2015-2018г. |
Увеличение доли воспитанников, охваченных дополнительным образованием |
Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. |
Ст. воспитатель, инструктор по физической культуре |
По необходимости |
Увеличение доли педагогов и специалистов с высоким уровнем медико-психолого-педагогической компетентности |
Работа с родителями по направлению сохранения и укрепления здоровья воспитанников. |
Заведующая, ст. воспитатель инструктор по физической культуре, педагогический коллектив |
Ежегодно по годовым планам |
Увеличение доли родителей, с высоким уровнем медико-психолого-педагогической компетентности |
Оценка качества результатов деятельности |
|||
Комплексный мониторинг состояния соматического, психофизического здоровья и развития детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления у них сочетанных нарушений в развитии. Оценка эффективности внедрённых программ по состоянию здоровья и развития детей. |
ст. воспитатель, инструктор по физической культуре |
Ежегодно В начале и конце учебного года |
Анализ результатов мониторинга. Определение перспектив деятельности. |
Проект: «Кадровая политика»
Проблема: Недостаточность разработки механизма экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности педагогов условиях обеспечения требований ФГОС ДО.
Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития и требований стандарта педагога.
Задачи:
Обеспечить требования профессионального стандарта педагога каждым педагогическим работником ДОУ.
Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.
Привлечь социальных партнёров для совместной работы по проекту «Кадровая политика»
Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении путем формирования механизма экспертизы инновационной деятельности.
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения. |
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1 |
Изучение качества профессиональной деятельности кадров (руководящих, педагогических) |
2015 - 2016 |
Без финансирования |
Заведующий, ст.воспитатель |
2 |
Корректировка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Проведение самоанализа. |
2015 – 2016 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель, педагоги, специалисты |
3 |
Составление и корректировка индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов |
2015-2016 |
Без финансирования |
Старший воспитатель |
4 |
Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология «портфолио» и пр.) |
2015-2016 |
Внебюджетное финансирование Без финансирования |
Заведующий, ст.воспитатель |
5 |
Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов. |
постоянно |
Бюджетное финансирование |
Старший воспитатель |
6 |
Работа с молодыми и малоопытными педагогами |
2015-2018 |
Без финансирования |
Старший воспитатель |
7 |
Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников |
2015-2018 |
Без финансирования |
Старший воспитатель |
Ожидаемый результат:
Диагностические карты профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в обучении.
Индивидуальные перспективные планы повышения квалификации педагогов работников.
Социальный эффект:
Повышение уровня компетенции педагогов.
Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении.
Уменьшение процента текучести кадров в коллективе.
Проект « Государственно-общественное управление»
Целевые ориентиры: Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса ( наблюдательный совет).
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Диагностика удовлетворенности родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка |
В течение всего периода |
Ст. воспитатель, педагоги |
Формирование партнерских отношений между родителями и педагогами, организация участия родительской общественности в жизни ДОУ, в укреплении и модернизации материально-технической базы ДОУ |
В течение всего периода |
Заведующий, Наблюдательный Совет ДОУ |
Участие родителей в реализации проектной и исследовательской деятельности дошкольников |
В течение всего периода |
ст. воспитатель, педагоги |
Организация консультаций для родителей по вопросам итоговых (мониторингов) психодиагностических исследований и медицинских осмотров |
В течение всего периода |
Специалисты, ст. м./сестра, психолог |
Организация и проведение совместных детско-взрослых мероприятий, укрепляющих семейные и общественные связи |
В течение всего периода |
Специалисты ДОУ, ст. воспитатель, педагоги |
Повышение правовой культуры родителей |
коррекция ежегодно |
Заведующий |
Проект: «Социальное партнерство»
Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам образования, оздоровления детей, а также семейного воспитания и социализации ребенка.
Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.
Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
№ |
Социальный партнер |
Мероприятия |
Ожидаемый продукт деятельности |
Социальный эффект |
1 |
МАУСООШ№2 |
Совместные праздники. Совместные педагогические советы. |
Конспекты совместных спортивных мероприятий |
Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс. |
2 |
Успенский районный музей |
Экскурсии, выставка рисунков, поделок |
Поделки, изготовленные под руководством педагогов |
Обогащение социально-эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности |
3 |
МУЗ «Успенская районная поликлиника» |
Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия |
Медицинские рекомендации, карты |
Снижение числа пропусков детьми по болезни |
Ожидаемый результат:
Система взаимодействия ДОУ с социальными партнерами .
Создание положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
III этап (обобщающий)
Цель: выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям развития ДОУ поставленным целям и задачам.
Задачи этапа:
· провести анализ результатов реализации Программы развития, оценить её эффективность;
· представить аналитические материалы на педсовете ДОУ, общем родительском собрании, разместить на сайт ДОУ;
· определить новые проблемы для разработки новой Программы развития
Задачи |
Направления деятельности |
Ответственные |
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка (целевые ориентиры) ФГОС ДО 4.6. |
Просмотр образовательной деятельности педагогов по итогам работы за учебный год. Анализ межличностных отношений у старших дошкольников. |
ст. воспитатель, пед. коллектив ДОУ, психолог |
Определить уровень методической грамотности педагогов, в т.ч. знаний ИКТ. |
Собеседование о работе над выбранной методической темой, владением ИКТ. Анализ участия педагогов в методических мероприятиях детского сада и района. |
Заведующая, ст. воспитатель |
Определить уровень удовлетворенности родителей работой ДОУ. |
Анализ анкетирования родителей. |
ст. воспитатель,педагог- психолог. пед. коллектив ДОУ |
Определить уровень материально-технического обеспечения ДОУ |
Отчет старшего воспитателя по вопросу методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса. |
Заведующая, ст. воспитатель |
Определить перспективу дальнейшей работы |
Подведение итогов работы по Программе развития. Обобщение и структурирование материалов по результатам работы. Анализ эффективности реализации Программы. Определение методов, способов и средств корректировки деятельности по Программе. Подготовка материалов для Программы развития на следующий период. |
Заведующий, ст. воспитатель, пед. коллектив ДОУ |
Результат инновационных изменений образовательного процесса ДОУ:
В результате реализации Программы развития будет определена концепция будущего состояния нашего образовательного учреждения.
Направления |
Показатели |
Способ получения информации |
Периодичность |
Ответственные |
1.Эффективность организации образовательного процесса |
Документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ, цели достижения качества, функционирования и результатов образовательного процесса. |
Программа развития ДОУ; Годовой план работы; Нормативно-правовые документы и локальные акты; Образовательная программа ДОУ |
ежегодно |
Заведующий, ст. воспитатель |
Степень удовлетворенности образовательными услугами всех участников образовательного процесса |
Анкетирование |
ежегодно |
Ст. воспитатель |
|
Степень соответствия полученных результатов |
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования |
ежегодно |
Ст. воспитатель, пед. коллектив ДОУ |
|
Общественный рейтинг ДОУ: -поступаемость детей в ДОУ; -подготовка выпускников к школе; -анализ адаптации выпускников в школе; -анализ успеваемости выпускников по итогам за 1 четверть. |
Анализ результатов |
ежегодно |
психолог, ст. воспитатель |
Программа развития ДОУ – это мощный и действенный инструмент, призванный обеспечить гарантированный, экономичный и своевременный переход ДОУ в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.
Критерии оценки качества управления ДОУ
Ожидаемые результаты
-
Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования.
-
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
-
Внедрение здоровьесберегающих технологий. Здоровый ребёнок с привычкой к здоровому образу жизни.
-
Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях ДОУ, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми.
-
Достаточно высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционально и волевого развития воспитанников, закрепление человеческих начал личности, развитие способностей, коммуникативности, доброты, эмоциональной отзывчивости.
-
Изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.
-
Улучшение материально-технической базы.
-
Построение современной развивающей предметно- постранственной среды
- Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и мелдико-социальное сопровождение детей, обучающихся в условиях коррекционных групп, а так же детей, воспитывающихся в МАДОУ детском саду направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развиивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.